внимание!     некоторые материалы сайта не рекомендуются для просмотра лицам моложе 15 лет, выпускникам MBA и людям с нарушениями психики.     уходите!

маркетинг в России

Маркетинг в России

Роль, суть и значение маркетинга в современной экономике России


Немыслим и чудовищен маркетинг в России. Сложно найти область знаний, профессиональное поприще или просто дело, которое вызывало бы столько споров, нареканий, язвительных отзывов, а также ощущения мутной ауры аферизма, как маркетинг в российском бизнесе. Рожденному в качестве отпрыска рекламных технологий на волне усложнения бизнес-процессов в средних и крупных компаниях начала двухтысячных, российскому маркетингу суждено было стать козлом отпущения во всех бизнес-провалах, отдельных неудачах, да и просто в ситуациях, когда у собственника плохое настроение. На маркетинг вешали все – от рекламы на столбах до стратегического планирования на 10 лет вперед, от выгрузки табличек из 1С до вопросов о жизни на Марсе.

Так получается, когда люди, принимающие решения, совершенно не понимают, с чем они имеют дело.

История вопроса уходит корнями в конец девяностых, когда эра бандитского бизнеса уже закончилась и многочисленный фирмы и фирмочки, заводы и фабрики, холдинги и банки задались весьма важным для себя вопросом – а как собственно работать? По-старому жить не получалось, конкурента уже не этично просто “завалить”, его надо обыгрывать по правилам. Но правил нет, а конкуренты есть.

И тогда, попрятав «стволы» от греха подальше, сменив барсетки на деловые портфели, а спортивные штаны на дорогие костюмы, новые «хозяева жизни» задумались, а не завести ли им пару-тройку умников, которые, глядишь, и что-нибудь придумают. Так на самом последнем колбасном заводе, на самой отсталой цементно-бетонной фабрике завелся первый маркетолог. От него сразу требовали все и ничего – указать путь!

По старой советской привычке, въевшейся на подкорку широким слоям общества, не исключая и тех слоев, откуда родом были новые хозяева, новому бизнес-сообществу требовалась руководящая и указующая роль, и всем было совершенно все равно, кто эту роль будет играть. Раз уж В. И. Ленин, в образе многочисленных собственных памятников, почти 70 лет без сна и перерыва на обед, указывал гранитной рукой дорогу в светлое будущее, то и сейчас, на заре, прости Господи, капитализма, найдется вселенская сущность, которая такой путь укажет. И сущность эта не заставила себя долго ждать….

Фактически, новые хозяева отправили в общество своеобразный запрос, запрос на интеллектуальные услуги образованных людей. Причина была сугубо практическая – отдельно взятые бухгалтера, продажники, логисты и закупщики, не говоря уже о секретаршах и менеджерах всех мастей, совершенно не в состоянии были справиться с ролью Мозгового Центра. А Центр был нужен, потому что бизнес рос и все больше напоминал немыслимый и неуправляемый пчелиный рой, где все носились как умалишенные, и правая рука была не в курсе, что делает левая.

Запрос нашел бурный и восторженный отклик. Российская интеллигенция всех мастей и калибров ринулась в открытую нишу с упорством советских танков, идущих на Берлин. После десяти лет забвения, десяти лет без работы и без шансов на таковую в диком обществе первобытного грабежа (первоначального накопления капитала), образованные слои, начиная от студентов-выпускников и кончая кандидатами-докторами всех мыслимых наук, почувствовала востребованность на новом поприще.

С одной стороны, владельцы бизнеса сами до конца не понимали, что им требуется от вновь обретенных умников в своем хозяйстве, а с другой, сами умники с трудом представляли в какую сторону поворачивать и вести эти странные корабли среднего бизнеса, у которых паруса – дырявые, матросы – пьяные, а капитаны даже весельными лодками отродясь не управляли. Тем не менее, российская интеллигенция бодро взошла на борт утлых суденышек, по причине лютого безденежья и неисправимого оптимизма.

Отдельно стоит отметить всю ту многочисленную когорту мелких и крупных авантюристов, которая с радостным писком, подобно корабельным крысам, шустро взобралась на борт, метя, ясное дело, поближе к капитанскому мостику. Новые непонятные направления всегда привлекали аферистов всех мастей, поскольку здесь открывались прекрасные перспективы освоения бюджетов, да и получения дармовой зарплаты фактически за поточное производство отписок и бесполезных отчетов. Именно деятельность этих людей бросала и продолжает бросать тень на работу большого количества честных профессионалов.

Нельзя упустить из виду и полное отсутствие мало-мальски серьезной теоретической базы российского маркетинга, поскольку западные книги, написанные например такими основоположниками как Ф. Котлер, имели такую же практическую ценность, как труды Маркса-Энгельса для решения конкретных экономических задач в позднем СССР конца 80-х годов. Прямо говоря, все западные издания были сильно оторваны от российской реальности и годились только на роль домашнего чтива на сон грядущий.

Российское бизнес-образование в сфере маркетинга заслуживает отдельных нелестных оценок. Рожденное как рыночное предложение в ответ на растущий спрос на вузовские дипломы в профессиональной области, это образование, по законам маркетингового жанра, отличалось полным дилетантизмом и поверхностностью, на что постоянно и совершенно справедливо указывали владельцы российских компаний. Они буквально вышвыривали резюме кандидатов, окончивших все эти новоявленные экономические вузы, рекламные, маркетинговые и менеджерские факультеты. А что вы хотите, господа? Если вам можно продавать красиво упакованные макароны, то почему кому-то нельзя продавать красиво упакованные дипломы, предъявители которых свято уверовали в то, что они являются специалистами в новой и востребованной сфере. Самое забавное, что значительная часть маркетологов, действительно “повелась” на сладкие речи образовательных дельцов, на многочисленные иностранные слова в названиях предметов и дисциплин, на моду преподавания на английском языке. Эти горе - специалисты готовы были выложить круглые суммы за сомнительные курсы второго высшего образования, продаваемые как горячие пирожки разномастными бизнес-академия и школами.

Нельзя забывать и о той роли, которую хозяева предприятий и фирм сыграли в значительном большинстве провальных маркетинговых решений и неудачных бизнес - стратегий по причине управленческого конфликта. Взяв на работу толпу маркетологов, хозяева постепенно стали осознавать, что сами же породили себе конкурента. До появления интеллектуалов в бизнесе его владельцы были царями и богами, их идеи и решения заведомо считались правильными, авторитет – непререкаемым. Тотальная диктатура и абсолютизм владельцев стали сильно подрываться, поскольку умные люди всегда имеют собственное мнение, на то это и умные люди. Мозговой Центр в лице маркетинговых отделов, а позже и департаментов начал перехватывать рычаги управления. Началась война с абсолютизмом владельцев – дилетантов. Очевидно, что нормальный рабочий процесс в условиях такого двоевластия и борьбы невозможен, что и вело к явным провалам бизнеса в целом.

Резюмируя, можно заключить, что все противоречия и неудачи маркетинговой деятельности в России начала 2000-х годов объясняются с одной стороны, отсутствием понимания целей и задач у владельцев бизнеса – заказчиков самой профессии, а с другой нехваткой серьезных теоретических основ маркетинговой профессии, вакуумом образовательной сферы. Огромную роль в провалах на этапе становления маркетинга в России сыграл абсолютизм и тоталитаризм владельцев бизнеса, не желавших делиться властью с новой бизнес-интеллигенцией в лице маркетологов.

И еще... Для точки.
Когда мы "умничая" говорим о "владельцах бизнеса" и упрекаем их в тоталитаризме, мягко говоря, мы просто обходим стороной нелицеприятный вопрос - а, who is who? Это по-аглицки, чтобы непонятнее было.
Хотя это выражение и по-русски звучит абсолютно правильно.
А не знаете ли Вы, случайно, этих бизнес-владельцев? И сколько их, на самом деле, всего-то?
И нужен ли в России маркетинг вообще? И "новая бизнес-интеллигенция", в лице маркетологов, в частности?
Для чего? Чтобы продавать нефть, газ и металлы?
А, простите, забыли - есть еще два завода которые продают удобрения, кажется.
Все?

Департаменты для дилетантов - суть маркетинга в России.

Даже раздел такой заводить у себя не будем. Хоть это и модно, но бесполезно.
Бесполезно для реальной экономики и вашего дела. Бесполезно - это в лучшем случае.
А про аферы и аферистов у нас в другом разделе.






Рейтинг@Mail.ru