внимание!     некоторые материалы сайта не рекомендуются для просмотра лицам моложе 15 лет, выпускникам MBA и людям с нарушениями психики.     уходите!

SMM без прикрас

SMM для вашего бизнеса
SMM (от англ. Social Media Marketing) - маркетинг в социальных сетях — процесс продвижения компаний и решения других бизнес-задач путем привлечения внимания через социальные платформы и использование социальных медиа.


"SMM" - довольно популярная в настоящее время аббревиатура, хотя и не совсем верная по сути. Некоторые справедливо отмечают, что "marketing" здесь недостаточно точное слово, так как в основном тут подразумевается именно "социальное" продвижение, которое входит в общий комплекс маркетинговых мероприятий той или иной компании. Правильнее было бы название — "продвижение в социальных сетях" (Social Media Promotion, SMP), но уж что прижилось, то прижилось. Сейчас, куда ни плюнь, везде предлагают услуги по smm или ищут smm-менеджеров, комьюнити-менеджеров, контент-менеджеров и тому подобных SMM-специалистов.
Очень, говорят, это "promotion" полезное дело для эффективного развития любого приличного бизнеса.

Вот и Вам, наверное, кто-то что-то такое сказал, если вы это сейчас читаете. Или может сами решили поинтересоваться, а не пора ли и для нашего "дела" что-нибудь "заэсэммутить"?
Если сами - похвально. Правда, чаще всего к вам в контору звонят, пишут или приходят живьем, некие "мальчики и девочки", этакие эсэмэм-промоутеры, и с восторгом рассказывают, насколько это "круто" продвигаться в ВК, Ок, Facebook, Instagram, Twitter и прочих "телеграммах". В красках рассказывают сколько миллионов ваших потенциальных клиентов посещают социальные сети ежедневно, да сколько из них вообще больше никуда не заглядывают. Рассказывают, как эффективно продвигается любой товар, услуга или сама контора, именно в среде обитателей этих "Social Media". И, естественно, обещают удивительным образом продвинуть к успеху и ваше безнадежное предприятие. За недорого, между прочим.
Это почти стандартный вариант завлечения в сферу SMM фирмы, которая и так уже как-то заметна на рынке.

Значительно реже, к сожалению, сам предприниматель, владелец или руководитель какой-нибудь конторы, услышав мельком что SMM это вроде бы неплохо, и даже где-то модно и престижно, решает "социально продвинуться". Бегло знакомиться с основными терминами, может даже посещает тот или иной вебинар то этой теме, и начинает искать подходящего smm-менеджера, тысяч за 30-50 в месяц, который сделает ему социально "красиво".
И принесет дополнительную прибыль, престиж и "уважуху", в итоге.

Вот на том, что именно Вам принесет SMM и во сколько это все обойдется, надо остановиться немного подробнее. Посмотреть на "Social Media Marketing" без прикрас, как он есть на самом деле.
Нет, конечно, если для вас на первом месте стоит задача удовлетворения собственного честолюбия и борьбы с комплексом неполноценности, если "престиж" и "понты" для вас важнее экономических показателей вашей конторы, то социальные сети это почти идеальное место для Вашего "продвижения". И для этого никаких денег не жалко.
Тогда дальше можете не читать, а сразу приступать к созданию SMM-отдела (как минимум), к набору комьюнити-менеджеров и продвижению собственных амбиций. Флаг Вам в руки и попутного ветра в спину. Очень скоро Вы сможете на своей визитке указать целый список своих групп и каналов. И сможете везде, где надо и не надо, гордо добавлять: - "смотрите нас в ВК, Ок, Facebook, Twitter, Instagram ... и далее по списку.

Если же Вы, все-таки, относитесь к smm как к одному из множества возможных маркетинговых каналов, не более, то для начала стоит оценить его экономическую эффективность. То есть прикинуть затраты на продвижение именно в вашем случае, и представить себе результаты этого процесса именно для вашего бизнеса.
Сразу можно сказать, что общая картинка получится куда менее радужная, чем та, которую нам рисуют расплодившиеся в невиданных количествах SMM-продвиженцы.

Слухи о благотворном влиянии Social Media Promotion на финансовые результаты компаний и их положение на рынке, мягко говоря, сильно преувеличины. В подавляющем большинстве случаев SMM либо не дает никакого ощутимого эффекта, либо, хуже того, оказывает отрицательное воздействие на основную деятельность предприятия.
Так, например, модные еще недавно попытки продвинуть интернет сайты с помощью групп в "социалках", наборов "сетевых" кнопок и "групповых" виджетов, привели к тому, что поисковики стали "сомневаться" в уникальности контента, обнаруживая его и на сайте и в разных сообществах, что не могло не сказаться на ранжировании ресурсов. А кнопки и виджеты вполне ощутимо замедляют загрузку, что в случае с мобильным поиском, также неблагоприятно сказывается на выдаче и посещаемости сайтов. С учетом того что и Гугл и Яндекс теперь во главу угла ставят именно "мобильный" поиск - SMM для сайтов наносит прямой вред. Кстати, как и сказки о "социальных факторах" и о росте посещаемости сайтов за счет переходов из соц. сетей - нет больше этих переходов. Если у вас хорошая группа - посетителю незачем идти на ваш сайт. А если группа так себе - то и переходить к вам нет никакого желания. Это несколько утрированная картинка, но вполне реальная.
Но если вред, который SMM наносит веб-ресурсам, можно хотя бы оценить по снижению или отсутствию роста посещаемости, то как оценить потери, например, для имиджа оффлайн компании от контента в ее социальных аккаунтах? Грубо говоря, обитатели соц. сетей с удовольствием потребляют развлекательный контент - картинки, анекдоты, вирусное видео и прочие развлекушки. Нет в сообществе развлекушек - нет подписчиков. Почти аксиома. А какие могут быть развлечения, если у вас серьезный бизнес - бюро ритуальных услуг "Нимфа", скажем?! (это из Курса рекламы компании)

Первое, что надо уяснить, задумываясь об smm вообще, это то, что подходит такой маркетинг далеко не всем. То есть вообще не всем подходит.
А вот подходит ли "социальное" продвижение именно вашей компании, надо смотреть более детально.
Если вы озадачились этим вопросом только сейчас, то скорее всего, от SMM в вашем случае толку не будет ...

Во-первых, вы опоздали. "Золотая лихорадка" маркетинга в социальных сетях уже прошла. То есть прошло то время, когда первые, кто занялся этим маркетинговым каналом, действительно смогли что-то продвинуть, создать группы, сообщества, каналы и тому подобные инструменты для реального извлечения дополнительной прибыли. После этого, как было на Диком Западе, сюда кинулись буквально миллионы "искателей", и произошел стандартный переход качества в количество - SMM-щиков много, а "золота" мало. Когда "копают" все - не находит никто.
Нет, конечно, кто-то находит, все-таки. Один на тысячу, а может и меньше. Но ведь находит! Для кого-то же такое продвижение работает!?

Работает, естественно. Для СМИ, для TV каналов, для моды и парфюма, для каких-то партий, политиков, общественных деятелей и так далее. То есть для социально ориентированных бизнесов, типа тех же волонтеров, например. Да и для всех "контор", чьей деятельностью изначально является производство того или иного контента (!) боле-менее интересного широкому кругу потребителей.
Ваша компания к этому явно не имеет отношения, иначе вы бы уже давно занимались SMM-бизнесом, и либо продвигали свое дело, либо разводили на "продвижение" тех, кому это вряд ли вообще-то нужно.
Судя по всему, Вы как раз в последней группе - а вам оно надо? Это во-вторых.

И это основной вопрос - зачем вашей компании Social Media Marketing?!
Вы же как-то существовали и без соц. сетей? И даже неплохо, скорее всего?
Только в этом случае (с "жиру", извините за грубость) у руководителя могут завестись в голове дурные мысли о "продвижении" в среде сетевых обитателей.
(Если же у вас в реальном бизнесе не идут дела, а шальная мысль о SMM кажется вам последним лучиком надежды вылезти из того места куда вы загнали свою контору - выбросите ее из головы. Есть и более простые способы пойти на дно. И куда более быстрые.)
Итак, зачем вам все это? Вот для примера парочка объявлений по поиску smm-менеджеров и интернет-маркетологов от вполне успешных компаний:

СПА-салон
30 000 р, опыт работы от 1 года, удалённая работа
Обязанности:
- Реализация стратегии продвижения в соц.сетях (VK, Facebook, Youtube, Instagram, Twitter)
- Создание комьюнити «с нуля» (запуск и поддержание обсуждений)
- Продвижение сообществ, формирование и наращивание аудитории

Строительная компания. Пластиковые окна
45 000 р, опыт работы от 1 года, полная занятость
Обязанности:
Создание контента и ведение социальных сетей (VK, Insta, Одноклассники, Facebook), анализ эффективности и отчётность.
Взаимодействие с блогерами и поиск лидеров мнений ЦА.
Реклама на канале You Tube.


Нормально? Вполне.
Только надо бы учесть, что у СПА-салона, у парикмахерской, салона красоты, фитнес центра и тому подобных заведений, радиус действия в жилом микрорайоне, например, 1200 - 1500 метров, максимум! Может быть чуть больше, чем у продуктового магазина. Зачем вам продвижение в соц. сетях? Вы рассчитываете, что принимать ванну к вам поедут с другого конца города? А может и из другого города, или даже страны? Смело.
В данном случае куда полезнее было бы просто создать группу в ВК по типу сайта-визитки - расписание, адрес и пару фотографий с процедурами. А уже постоянных клиентов можно и лично пригласить в подписчики, чтобы вовремя информировать их об изменении режима работы, например. Все. Стоит это копейки, но вполне полезно и осмысленно. И это не SMM, кстати.
А зачем людям подписываться на "пластиковые окна"? Отслеживать "новости" о появлении нового оконного профиля или фурнитуры? На какую целевую аудиторию вообще рассчитано это "продвижение"? Кто-то добровольно желает участвовать в таком комьюнити? И сколько таких добровольцев?

Здесь мы переходим к третьей причине бесполезности SMM для Вашего дела - к стоимости его продвижения в социальных сетях.
Теоретически, весь этот соц. промоушен затеивается для привлечения новых покупателей с помощью созданных в популярных сетях сообществ.
Однако, после создания группы в ВК, например, сколько посетителей в нее зайдет ради интереса? Ноль. Полный, чистый и круглый ноль.
Ваше комьюнити просто никто не видит. Вообще. Чтобы группу было видно в сетевом поиске, надо чтобы в ней уже были подписчики. И чем их больше, тем сообщество заметнее.
Это справедливо для всех сетей: нет подписчиков - нет посетителей, а значит и нет ни новых подписчиков, ни какого либо эффекта для продвижения Вашего бизнеса. Ноль.
Значит надо как-то "нагнать" в группу участников. Тысяч 20, как минимум. Точных цифр здесь конечно нет, но общее мнение примерно такое - если в сообществе меньше 20 000 подписчиков, то и толку от такой "социалки" никакого.
А как "заманить" к себе 20 тысяч человек? Приглашениями? - это примерно около года надо рассылать по 50 персональных приглашений в день (в сетях предусмотрен лимит на такие рассылки).
Купить подписчиков? Это обойдется условно по 1 руб. за штуку. То есть надо потратить около 20 000 рублей и 2-3 месяца работы. Быстрее не получится - сети очень любят банить аккаунты за быструю "накрутку" участников. Так что помимо затрат на вашего SMM-менеджера, придется еще потратить время и деньги просто на создание сколь-нибудь заметных сообществ.
"Живые" аккаунты в 5 сетях, указанных в приведенных выше вакансиях, обойдутся не менее чем в 100 000 р. Это без зарплаты самого эсэмэмщика, повторяем.
Уже не так дешево, как хотелось бы. И совсем не быстро, к сожалению.

А дальше еще хуже. Парадокс, но для того чтобы обеспечить продвижение в соц. сетях собственной компании, товаров или услуг, Вам придется заниматься продвижением своих сообществ, в первую очередь! А это вполне отдельная и не такая простая задача, сама по себе. Ну и дополнительные затраты времени и денег, естественно.
Если интересно, посмотрите всевозможные руководства и рекомендации по "раскрутке" групп, и оцените сами, во что вам это встанет, если ваш бизнес мало связан с модой, кулинарией, фитнесом, анекдотами и пошлыми картинками.

Грубо говоря, на круг, в среднем, если брать "температуру по больнице", SMM для Вашего бизнеса обойдется не менее чем в 1 000 000 р (один миллион рублей) за первый год "продвижения".
Когда отобъются эти деньги? Прикиньте сами, Вам виднее.
Хотя, можно смело утверждать, что для большинства "бизнесов" этот Social Media Marketing не окупится никогда. Вся беда купленных или как-то еще привлеченных в ваши комьюнити подписчиков в их нецелевом "использовании". Проще говоря, это не та ЦА (целевая аудитория) к которой стоило бы обращаться. Процент потенциальных покупателей среди обитателей соц. сетей на порядок ниже, чем среди посетителей из поискового трафика. Увы.

Подводя итог, не будет большим преувеличением сказать, что без прикрас SMM является просто очередной "дурилкой" для доверчивых предпринимателей. И кормушкой для "мальчиков и девочек" - всевозможных smm "специалистов".
Но, как говорится, без лоха и жизнь плоха. SMM вам в помощь!

Не можете сами оценить перспективность и эффективность маркетинга в социальных медиа именно для Вашего бизнеса?
Обращайтесь. Первая консультация бесплатно.
Захотите продолжить - договоримся.






выход на главную
Рейтинг@Mail.ru